Главная » 2021 » Январь » 21 » РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
06:43
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

(в рамках работы психологической службы образовательной организации в условиях дистанционного обучения)

 А.М. ФЕДОСЕЕВА,

старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития

ФГБНУ «ИКП РАО»

 

 

В связи с активным развитием информационных технологий и резким переходом разных сфер жизни общества онлайн, одной из актуальных становится задача разработки и реализация мер, направленных на обеспечение безопасности подростков с задержкой психического развития (ЗПР) в Интернете, а также профилактику их интернет-зависимости.

Психологические особенности подростков с ЗПР, обусловливающие их рискованное поведение в Интернете

  • Недостаточный уровень развития социального интеллекта: низкая поведенческая гибкость (ригидные способы взаимодействия в трудных, конфликтных ситуациях), недостаточная способность к прогнозированию последствий взаимодействия с другим человеком, трудности в эмпатическом понимании его реакций, особенно в ситуации, когда есть только текст и знаки, выражающие состояние партнера по взаимодействию.
  • Слабо развитые регуляторные механизмы: высокая утомляемость, низкий уровень и высокая истощаемость внимания, дефицит целевой регуляции поведения.
  • Особенности развития когнитивной сферы: низкий уровень критичности, высокая внушаемость, трудности обобщения и идентификации, и, как следствие, – плохая способность к пониманию и прогнозированию поведения другого человека.
  • Особенности мотивационно-потребностной сферы: низкий уровень инициативности, бедность мотивационно-потребностной сферы, недостаточность в произвольности когнитивных процессов, склонность к полевому поведению.
  • Особенности эмоционально-волевой саморегуляции: низкий уровень осознанности своих эмоциональных состояний и потребностей, низкий уровень способности регулировать аффективные состояния, депривация значимых позитивных отношений с близкими и сверстниками, депрессивные состояния, склонность к необоснованному риску, трудности в нравственной оценке социальных групп.

 

Ключевые «мишени», которые следует учитывать при разработке программы профилактики безопасного поведения подростка с ЗПР в сети Интернет

  1. Высокая вероятность конфликтных ситуаций и других трудностей взаимодействия подростков с ЗПР: необходимо обсуждать конкретные виды конфликтных ситуаций и обучать способам действия в таких ситуациях.
  2. Трудности удержания внимания и мотивационной вовлеченности подростка во взаимодействие со взрослым: информация, которая используется в программах профилактики должна быть представлена в конкретном, вовлекающем для подростка виде; требуемые алгоритмы действий должны быть введены с учетом зоны ближайшего развития и необходимым уровнем вовлечения подростка в процесс усвоения.
  3. Высокая вероятность вовлечения подростков с ЗПР в группы анти- и асоциальной направленности. Для подростка с ЗПР крайне важным оказывается социальное окружение, однако высокая внушаемость и потребность в группировании со сверстниками делают его неразборчивым при выборе группы. Одним из ключевых направлений профилактической работы должно быть вовлечение подростка с ЗПР в группы сверстников с про-социальным содержанием: группы по интересам, проекты ученического самоуправления, НКО и пр.
  4. Социальное экспериментирование и протестное поведение подростков (возрастная норма поведения подростков). В программах профилактики для подростков нужно строго придерживаться принципа непродуктивности запретительных мер – суть профилактики состоит в информировании об угрозах и обучении продуктивным способам удовлетворения потребности в познании, коммуникации, признании и социальном подтверждении. Важно разделять подростков на две группы: тех, кто еще не вовлечен в опасные ситуации, и тех, кто уже демонстрирует опасное поведение. Для этих групп основные задачи программы профилактики должны отличаться: для подростков первой группы – предупреждение об опасности и выработка способов действия; для второй группы – выявление продуктивных способов удовлетворения потребностей, характерных для подросткового возраста; помощь в осознании причин опасного поведения; обязательное социально-педагогическое и коррекционно-психологическое сопровождение.
  1. Недостаточный уровень развития ИКТ-компетентности подростка. Важно понимать, что ИКТ-компетентность очень важна в современном мире, развитие навыков в области Интернет-технологий

– неотъемлемая составляющая образования. Развитие ИКТ- компетентности расширяет представления подростков о возможностях и рисках, которые могут быть в Интернете.

  1. Депривация значимых социальных потребностей и депрессивные состояния подростков с ЗПР. Ключевая задача профилактики – выявление «групп риска» и психолого-педагогическое сопровождение этих подростков. Психологические признаки, на которые следует обращать внимание: бедность мотивационно- потребностной сферы, склонность к необоснованному риску, депрессивные состояния подростков, депривация значимых позитивных отношений с близкими и сверстниками.

 

Все подростки с ЗПР нуждаются в оказании дозированной помощи педагогов, родителей, психологов. Формы психолого-педагогической помощи могут быть очень различны:

  • простое переспрашивание, т. е. просьба повторить то или иное высказывание, поскольку это привлекает внимание подростка к сказанному или сделанному;
  • одобрение и стимуляция дальнейших действий, например: «хорошо»,

«дальше»;

  • вопросы о том, почему подросток сделал то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);
  • наводящие вопросы или критические возражения педагога;
  • подсказка, совет действовать тем или иным способом;
  • демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие;
  • пошаговое, последовательное обучение подростка тому, как надо выполнять задание.

 

Возможные направления профилактической работы:

  1. Просвещение подростков с ЗПР по вопросам безопасного поведения в сети Интернет.
  2. Мониторинг активности подростков с ЗПР в Сети.
  3. Психологическая поддержка подростков с ЗПР онлайн и офлайн.
  4. Организация технических (программных) средств безопасности в Интернете

 

Полный текст РЕКОМЕНДАЦИЙ доступен по ссылке

/rekomendacii_po_obespecheniju_bezopasnogo_povedeni.pdf

 

Просмотров: 173 | Добавил: cdik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar